Понедельник
06.05.2024
22:50
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя физики Кореевой Людмилы Викторовны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Добро пожаловать пользователи! Приветствую вас на моем сайте! Для прохождения регистрации зайдите в меню "Форма входа->Регистрация"!
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Статьи [4]
Фреймирование учебного материала
Разработки уроков [1]
Мощность. Единицы мощности.
Презентации [4]

Поиск

Узнай свой IP адрес Яндекс.Погода
Главная » Статьи » Статьи

ФРЕЙМОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ КАК СПОСОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ

ФРЕЙМОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ КАК СПОСОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ  УЧАЩИХСЯ

 

 

Л.В. Кореева,

учитель физики

«ГС(К)ОУ  Школа-интернат №5»  г. Калуги

 

Научно-технический прогресс связан с увеличением объема получаемой и перерабатываемой информации. Возрастает и объем учебной информации, который необходимо усвоить слабослышащим учащимся.

 Как научить слабослышащих учащихся продуктивно работать на уроке физики, но так, чтобы им не было скучно?

 Использование традиционных методов в настоящее время малоэффективно: ученики спустя неделю не помнят содержания параграфа и объяснения учителя. Элементы знаний в учебнике недифференцированы, часто перегружены второстепенными признаками, поэтому учебный материал с трудом откладывается в памяти слабослышащих.

Трудности в понимании научного текста связаны и  с особенностями активного и пассивного словаря слабослышащих, проблемами в запоминании и произношении, связанную с этим недостаточную гибкость и глубину мышления. Все это требует обработки учебного материала с целью его свертывания и   компактного представления содержащейся в нем информации. Возникает необходимость использования современных инновационных технологий интенсивного обучения (структурирование учебного материала с помощью фреймов по Р.В. Гуриной).

 Свернуть и компактно представить учебный материал можно путем использования фреймового способа, получившего свое название от понятия «фрейм». Фрейм – каркас, содержащий пустые ячейки (окна), в которые многократно загружается информация.

Благодаря фреймовому структурированию, информация укладывается в известные схемы, алгоритмы, модели, что значительно облегчает слабослышащим учащимся возможность  увидеть или установить логические связи. «Наглядность» фрейма позволяет исключить неключевые моменты.

  Адаптация речевого материала на основе фреймов позволяет сделать восприятие слабослышащих более осознанным, а многократное проговаривание физических терминов облегчает их запоминание и улучшает произношение.

  Весь учебный материал в школьном курсе физики можно условно разделить на две большие категории: к первой относится тот, который содержит формулы, а ко второй - текстовый, описательный.

  Основная единица физического фрейма - теория, второй элемент - понятия, третий - законы, четвертый - практическое применение законов.

В качестве примера можно рассмотреть идеальные системы.

 В физике невозможно рассчитать процесс с учётом всех реальных условий. Сравнивая идеальную систему с реальной, приходится  не учитывать размеры тел, потери энергии на трение, сопротивление среды и т. д.

Идеальными системами являются:

точечный заряд, материальная точка, идеальный газ, математический маятник – системы, в которых не учитываются размеры тел по сравнению с расстояниями; абсолютно упругий удар – не учитываются потери энергии на нагревание тел;

замкнутые системы тел – не учитываются действия других тел (удар двух шаров и т. д.);

колебательный контур – не учитываются потери энергии на нагревание подводящих проводов;

кинематическая система:  Земля – брошенное тело – не учитывается сопротивление воздуха и  т. д.

Как видно из примеров, ключевое слово в описанных идеальных системах – « не учитываются». В сознании ученика формируется объект изучения, оторванный от реальных условий.

Для более эффективного восприятия информации и осмысленного понимания слабослышащим учащимся была предложена фреймовая схема для определения всех идеальных систем (рис.2):

 

 

 

Название системы

 

- это идеальная система,

в которой не учитываются        

что не учитывается

 

 

по сравнению

с чем именно

 

 

 

 


Рис.2. Фрейм-схема «Идеальные системы»

 

 

.При изучении тем «Молекулярная физика» и «Термодинамика» все наиболее употребляемые формулы лучше сгруппировать в соответствии с конкретными блоками задач, сформировать их в цепочки и заключить в рамку в виде лент (рис.3), что облегчит слабослышащим учащимся работу по установлению осознанных логических связей.

 

 

Рис.3.  Лента 1. Газовые законы.


                                                                                                                  


 Начиная изучать физику, слабослышащие учащиеся испытывают затруднения при устном изложении учебного материала. Они не знают с чего начать, на что опереться, чем закончить повествование. Облегчают эту работу фреймы сценарного типа  показанные на рисунке 4.

 Под  (*) обозначены дополнительные вопросы.

 

 

 

 

 

План рассказа о явлении

  1. Внешние признаки явления.
  2. Условия, при которых происходит явление.
  3. Сущность явления, его определение.
  4. Примеры данного явления в природе.
  5. От чего зависит протекание явления.
  6. Использование явления на практике (*).
  7. Способы предупреждения вредного воздействия (если есть) (*).

 

 

 

 

 

План рассказа о физических величинах

  1. Определение физической величины, буквенное обозначение.
  2. Единицы измерения.
  3. Способы измерения величины.
  4. Скалярная или векторная величина (*).
  5. Связь данной величины с другими (*). 

 

 

 

 

 

План рассказа о законе

  1. Формулировка закона.
  2. Связь между какими величинами (явлениями) выражает данный закон.
  3. Математическое выражение закона.
  4. Опыты, подтверждающие справедливость закона.
  5. История открытия закона (*).
  6. Использование закона на практике (*).
  7. Границы применимости закона (*).

 

 

Рис.4. Фреймы-сценарии.

 

 

 

Структурирование учебного материала школьного курса физики можно осуществлять с помощью следующей схемы, предложенной Р.В. Гуриной (рис.5):

                    

 

 

                         

 

Рис. 5. Схема фреймового структурирования школьного курса физики

 

В результате использования в обучении фреймов, слабослышащие учащиеся начинают свободнее ориентироваться в учебном материале, учатся выделять главное, классифицируют элементы знаний, лучше запоминают формулы и формулировки, хорошо знают содержание учебника.

У учителя образуется значительный резерв  времени, который он может потратить на решение задач, изучение современных вопросов физики.

                  

 

Литература

 

 

  1. Гурина Р.В. Фреймовые схемы-опоры как средство интенсификации учебного процесса // Школьные технологии. 2004. №1. С. 184 – 195.
  2. Колодочка Т.Н. Дидактические возможности фреймовой технологии // Школьные технологии. 2003 № 3 .С. 27 – 30.
  3. Гурина Р.В Фреймовые опоры. Москва НИИ школьных технологий 2007.

 

 

 



 

Категория: Статьи | Добавил: Людмила (08.11.2009)
Просмотров: 9646 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 3
3 eremeFadyrivy  
0
Забавно читать :)

2 Toincoggene  
0
Как то не понятно


____________________
Купить часы копии в Москве - http://chasu.ru

1 vipgod  
0
Отличная статья, мне нравится, довтойно.

Имя *:
Email *:
Код *:
Полезные ссылки
  • Google
  • Калужский региональный сервер
  • Калужский веб-католог

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright Кореева Л.В. © 2024 г.Калуга
    Используются технологии uCoz